Лайфхаки

Подробнее

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого

— формирование зрительного контакта.

После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них.

Если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. В вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

 


Формирование зрительного контакта с аудиторией

Подробнее

Начало вашего выступления лучше набросать заранее и делать поправки уже на месте, в зависимости от ситуации. Вступление должно захватить и увлечь слушателя. Ниже приемы, которые помогут вам начать:

  • Интересный факт. Привлеките внимание к интересному факту, не имеющему прямое отношение к теме: «Знаете ли вы что…» или «Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…» и т. п.
  • Презентация выступления. Объективная презентация структуры и регламента выступления. Это может быть обозначение основной темы выступления и формулирование «правил взаимодействия». Например: «У меня есть 15 минут, чтобы рассказать вам о… В процессе выступления я обозначу проблему, а затем сформулирую предложения. Если у вас в ходе моего выступления появятся вопросы, то, пожалуйста, запишите их, чтобы задать по окончании выступления».
  • Вопрос или цепочка вопросов. Разогрейте слушателя вопросами, не требующими вербального ответа. К середине выступления он уже будет готов к ответам «вслух».
  • Шутка, анекдот. Здесь важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Однако эта связь обязательно должна проявиться. Однако, этот прием рискованный — неудачная попытка пошутить в начале выступления существенно ухудшает положение оратора.
  • Комплимент аудитории. Выразите одобрение, уважение, признание или восхищение и получите ответное чувство благодарности от слушателей. Говорите недвусмысленно, кратко и искренне, не льстите! Комплимент может быть посвящен как присутствующим персонам, так и людям/ объектам и занятиям, с которыми их ассоциируют.

Вариативность вступления

Подробнее

    Можете использовать некоторые лайфхаки, доступные каждому. Попробуйте начать с этих пяти.

    • Контрастные раздражители. Добавьте контраста и живости выступлению путем изменения ритма и громкости речи, добавления пауз в речи и перемещениях по сцене. Будьте креативны!
    • Актуальные проблемы и события.  Еще один способ активации внимания – обратиться к последним новостям, популярным статьям и проблемам, знакомым каждому. Главное, чтобы эта информация была актуальна в данный момент и в контексте данной темы.
    • Авторитетные источники. Обращение к авторитетным источникам и цитирование известных людей добавят вашему выступлению глубины и авторитетности в глазах аудитории.
    • Адресные вопросы. Задавайте вопросы по теме, даже риторические, чтобы активизировать внимание отвлекающихся или скучающих слушателей.
    • Юмор. Удачная шутка располагает слушателей, вызывает приятные эмоции и заинтересованность и снимает возникшее напряжение. Учтите, что шутка должна быть в тему, а не случайный анекдот сына маминой подруги.

    Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

    Подробнее

    Экспериментально доказано, что запоминание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него.

    Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами.

    При вовлечении аудитории важно добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций. Не важно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления. Аудитория воспринимет это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную.

    Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:

    • Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить.
    • Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.) При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения.
    • Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто…» и т. п. 

    Приемы вовлечения аудитории

    Подробнее

    Снятие напряжения и расположение к себе

    Рассмотрим такой эффект, как «свой-чужой». По опыту, даже если вы делаете крайне выгодное предложение, но воспринимаетесь аудиторией как «чужой», то ваше предложение с большой вероятностью отклонят.

    В предложении «чужого» человека, особенно выгодном,  мы заведомо предполагаем подвох. Поэтому прием «свой—чужой» особенно важен при бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если цель – склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.)


    Психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим»: 

    • «свои»  относятся к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам
    • «чужие»  относятся к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимаются как враждебные

    Аудитория проводит идентификацию на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?»

    Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой-чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы, которые собираются путем анализа слушателей перед выступлением. Основные категории:

    • общие интересы, ценности, традиции, привычки, достижения, проблемы в бизнесе

    Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.


    Снятие напряжения и расположение к себе

    Подробнее

    Замечали, что успешный, уверенный в себе человек занимает в пространстве столько места, сколько ему нужно?
    Эта уверенность проявляется собранной, но не напряженной позой, удобным положением на стуле, высоко поднятым подбородком, расправленными плечами.
    Неуверенность же проявляется прежде всего в попытке сжаться, спрятаться, не привлекать к себе внимания – например, на встрече неуверенный в себе человек будет сутулиться и сидеть на краешке кресла («меня тут нет, это не я»).

    Хотите расположить к себе собеседника?
    Практикуйте позу открытости.

    Постарайтесь не перекрещивать руки и ноги. Скрещивая ноги и руки мы подсознательно защищаем себя от собеседника (как сказали бы эзотерики - «перекрываем чакры», прекращая энергетический обмен с другим человеком).
    Вы наверное и сами замечали: если рабочая встреча проходит не слишком успешно, то собеседники часто сидят откинувшись на спинку стула и скрестив руки перед собой – на языке тела это означает «я не разделяю ваше мнение».

    Волнуетесь перед важной встречей?
    Вам поможет поза «супер-женщины»

    Сядьте прямо, на всю глубину стула, руки на колени, спина прямая, плечи расслаблены и разведены, подбородок высоко, взгляд прямо перед собой. Сделайте 15-20 глубоких дыханий, с каждым выдохом представляя, как стресс покидает ваш организм, и сила наполняет его. Это упражнение помогает вернуть вашу парасимпатическую нервную систему в нормальное состояние (пульс замедляется, дыхание делается более равномерным, потливость уменьшается, вы в целом чувствуете, как контроль над ситуацией возвращается к вам).

    Готовы?
    Прекрасно, отправляйтесь на переговоры новым чувством силы и уверенности в себе. И помните о том, что даже если ваши слова не смогут передать всю суть, ваше тело все равно скажет правду.

    Позы силы

    Подробнее

    Шипящие звуки требуют внимательного к себе отношения, и тренировать их нужно через скороговорки. Вот вам ТОП 7 скороговорок для отработки:
    Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
    Взяли щетинку у чушки, отдали щучке.
    Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
    Тщетно тщится щука ущемить леща.
    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
    Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

    Шипящие звуки

    Подробнее

    Первый раз отрабатываем скороговорку с пробкой во рту и повторяем каждое слова по 3 раза. Например:
    Макару, Макару, Макару
    В карман, в карман, в карман
    Комарик, комарик, комарик,
    Попал, попал, попал.....
    Помним, что все делаем в ритме, и в каждое слово вкладываем энергию.
    Затем чуть увеличиваем темп и повторяем каждое слово по 4 раза. Также с пробкой во рту.
    Затем вынимаем пробку и каждое слово скороговорки на максимальной скорости и в ритме отрабатываем по 5 раз!
    Очень скоро мы создадим для вас видео, которое наглядно продемонстрирует метод отработки скороговорок.

    Метод отработки скороговорок

    Подробнее

    «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».
    Тоже самое сегодня можно сказать про современного предпринимателя, который не только зарабатывает деньги, но улучшает своей деятельностью мир вокруг. А это не возможно достичь без тонкого чувствования бизнеса, без внимания к людям и партерам.
    На наших занятиях по актерскому мастерству мы тренируем свое внимание большую часть времени. Пока это получается не на "отлично", как можно видеть на фотографии, где запечатлен финал упражнения в котором участники должны были прийти не только к единой позе, но и к единому характеру и настроению глаз.
    Но мы работаем над этим, потому что нам важно жить и действовать, не как рассеянный обыватель, но как заинтересованный и внимательный художник.

    К. С. Станиславский

    Подробнее

    Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.
    Артикуляционная гимнастика различается по видам:
    Гимнастика для щёк
    Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
    Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
    Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
    Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
    Гимнастика нижней челюсти
    Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
    Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
    Гимнастика мягкого нёба
    Зевание с открытым ртом
    Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
    Произношение гласных звуков с позёвываниями
    Имитация полоскания горла
    Гимнастика губ
    Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
    Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
    Пожёвывание губ
    Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
    Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
    Фырканье
    Гимнастика языка
    Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
    Пожёвывание языка
    Похлопывание языка губами
    Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
    Попытки достать языком до подбородка и до носа
    Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
    Переворачивание языка на разные бока
    Удерживание языка у верхнего нёба
    После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

    10 упражнений для улучшения артикуляции при выступлении на публике